«Российская газета». 7 марта 2001 № 2660

Каким быть образу России в глазах Запада, зависит во многом и от международной информполитики государства.

В последние годы в глазах дальнего зарубежья мы превратились в подозрительную народность, с которой вряд ли стоит иметь дело инвесторам и бизнесменам. Дошло до того, что в отелях Арабских Эмиратов у туристов из России на всякий случай отбирают паспорта на весь срок пребывания в стране. Отношение западного мира к россиянам примерно такое же, как у нас самих к лицам так называемой кавказской национальности. Какую французскую или английскую газету ни открой — всюду натыкаешься на заметки, где живописуется негативный образ России, «империи зла» по-рейгановски.

Особенно смакуется чеченская тема: сочувствием к боевикам пронизаны по меньшей мере две трети репортажей, посвященных событиям на Северном Кавказе. И это неспроста: недавно знакомый журналист влиятельного западного издания признался, что на активный пиар против действий России в мятежной республике его газета получила значительные суммы. Немалые средства стоят и за шквалом антироссийских публикаций во множестве других западных изданий. Ясно, что столь широкомасштабные пиар-кампании организуются определенными кругами, незаинтересованными в сильной и стабильной России.

Что же мы можем противопоставить столь мощному информационному давлению? Еще лет 15 назад, в пору «холодной войны», паритет в идеологических войнах обеспечивался многочисленными изданиями коммунистической направленности, выходившими на Западе, а также ответным пиаром в. некоторых консервативных СМИ. Информационные контрудары обеспечивались в том числе и значительной финансовой базой: не секрет, что на идеологию СССР тратил внушительные средства. Теперь же ситуация иная: по сути дела у нас не осталось ни «своих» изданий в зарубежных странах, ни сильных позиций на международном рынке PR. В то же время назрела очевидная необходимость формирования за рубежом реальных представлений о новой России. Нужна мощная структура, которая обеспечила бы информационную поддержку российских внутренних реформ и внешнеполитических инициатив. То, что пора, как пел Высоцкий, «возвращать наши пяди и крохи» на международном информационном поле, хорошо понимают и в МИДе, и в президентской администрации. Вероятнее всего, определенные шаги в создании структуры, которая займется улучшением имиджа России в глазах западной общественности, будут предприняты уже в ближайшее время. Но одновременно возникает опасность того, что новая структура превратится в лакомый кусок для охотников погреть руки на больших деньгах. Чего греха таить: в нашей истории подобные прецеденты не такая уж редкость.

Эффективность любого крупного начинания, будь то всероссийская стройка или международный информационный проект, зависит от того, кто встанет во главе дела, кто возьмет на себя ключевые участки работы. Важно, чтобы новая структура, которой предстоит врастать в международный рынок пиара, не оказалась заранее дискредитированной нечистыми на руку людьми, которые обязательно найдут способ учесть прежде всего свои собственные интересы посредством подключения к процессу дружественных фирм и фирмочек второго эшелона. В этом случае исполнитель будет определяться не по способностям и степени таланта, а исходя из совершенно других критериев. Например — близости к коридорам власти. Для того, чтобы соблюсти государственные интересы и не дать провалить важное для репутации страны дело, следовало бы проводить отбор специалистов в новую структуру на тендерной основе. Кандидаты на роль информационных защитников интересов России за рубежом должны понимать важность проекта, ответственность своей миссии. Только в этом случае можно надеяться, что мир все-таки заметит успехи России, а ее граждане в глазах иностранцев перестанут быть «лицами русской национальности».

Александр Крестников, генеральный директор агентства
по связям с общественностью «Четвертая власть».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.